Форум » Наши увлечения/ Our hobbies » Советы Алексея Калашникова » Ответить

Советы Алексея Калашникова

Елена: АЛЕКСЕЙ КАЛАШНИКОВ Главный редактор журнала "ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ СОБАКА" Я родился в Москве на Остоженке в 1958 году. Детство прошло в арбатских переулках. Большинство людей тогда жили в коммунальных квартирах, и редко кто мог позволить себе содержать в доме собаку. Поэтому любая встреча на улице человека с собакой, тем более породистой, была маленьким чудом, но интерес к собакам был настолько велик, что и сегодня помню, как замирало мое сердце, когда я встречал белую! кавказскую овчарку, обитавшую в соседнем доме. Сегодня Москва без наших четвероногих друзей показалась бы немножко вымершим городом… По семейной традиции я получил техническое образование, закончив Станкин (сегодня он называется «технологический университет»), а спустя несколько лет журфак МГУ. С тех пор вся жизнь, так или иначе, связана с изданиями, посвященными собакам: опубликованы статьи в отечественных и зарубежных изданиях, проведено множество фотосессий, подготовлены к печати сотни выпусков журналов. В моем доме всегда живет собака, но ее появление, как правило, вызвано стечением обстоятельств. Сегодня – это длинношерстная такса, которую мне подарил мой друг Игорь Ваксман. До этого жили колли Тиль, французский бульдог Поль, миттельшнауцер Буш и, конечно, самая умная - беспородная собака по имени Снежок СОВЕТЫ ОТ ПРОФЕССИОНАЛА ФОТО НА ПАМЯТЬ Увлечение фотографированием сегодня приобрело невиданные масштабы. Снимают практически все и повсюду, но нас, конечно, интересует сравнительно узкая область, а именно фотографирование наших четвероногих друзей. Несмотря на удобство современных камер, остается множество вопросов и, если какие-то творческие проблемы каждый решает самостоятельно, технические - имеет смысл просто выяснить. Итак: Какой фотоаппарат выбрать? Если говорить о полноценной съемке животных, то очевидно речь может идти о зеркальном фотоаппарате. Дальше, уже сложнее и многое зависит от того, насколько серьезно ваше увлечение. Для фотографирования на память своих родных, близких и друзей, включая домашних животных, вполне хватит любого цифрового зеркального фотоаппарата, оснащенного зум-объективом с диапазоном фокусных расстояний 24-80 мм. А если увлечение достаточно серьезное, то лучше выбирать между двумя известными фирмами: Canon и Nikon. Почему? Нельзя утверждать, что продукция этих компаний лучше, чем других, но фотоаппараты Canon и Nikon проще оснастить различными аксессуарами и, прежде всего, оптикой. Ну, а если сравнивать эти две фирмы? По мнению автора статьи, (возможно, субъективному) за последние годы компания Canon приняла целый ряд очень верных решений. Во-первых, выпустила два замечательных зум-объектива – 24-105 мм и 70-200 мм с максимальной диафрагмой – 4, рассчитанных на полноразмерную матрицу. По качеству эти объективы ни в чем не уступают, а по некоторым данным даже превосходят, своих «старших братьев» по профессиональной линейке (с максимальной диафрагмой 2.8), но при этом они заметно легче, что на самом деле очень существенно, и в 1.5-2 раза дешевле: 700-900 долларов – весьма скромная цена для профессиональной оптики. Во-вторых, уже три года в продаже находится бюджетная камера Canon пятой серии с полноразмерной матрицей по очень разумной цене (около $2500). Если по матрице Nikon, правда, с заметным опозданием постарался догнать Canon, выпустив модели D700 и D3, то с оптикой проблемы остаются. - Что такое цветовой баланс и как с ним бороться Почему большинство профессиональных фотографов так легко простились с пленочными камерами и перешли на «цифру»? Из экономии, удобства? Отнюдь. Причина - в возможности настраивать с помощью цифровой камеры цветовой баланс. Цветовой баланс принято измерять в градусах Кельвина. С точки зрения практической фотографии нужно знать, что обычная цветовая температура дневного света 5500 градусов Кельвина. Если температура выше этого значения, то снимки приобретают голубовато-синеватый оттенок (например, фотографии, сделанные высоко в горах. Температура 6000 – 7000 0), если ниже, то становятся рыжевато-коричневыми (например, фотографии, сделанные при свете обычных электроламп. Температура 3200 – 3500 0) Собственно так и происходило при съемке на пленку, которая не могла поменять свои характеристики в ходе съемки. Иное дело цифровая камера. Даже в автоматическом режиме датчик постоянно отслеживает цветовую температурой и вносит коррективы. Но очень часто этого недостаточно и потому во всех камерах предусмотрены специальные режимы для съемки в нестандартных условиях. Обычно специальными значками обозначаются следующие условия: лампа накаливания, лампа дневного света, яркое солнце, вспышка, небо в облаках и т.д. Кроме того, существует режим предварительной установки цветового баланса. Для этой цели, как правило, используется стандартная серая шкала. Правда, и это не панацея, в особенности при съемке под открытым небом: солнце скрылось за тучей - сразу плюс 500 Кельвина, и снимок приобретает голубой оттенок. Или собака поменяла свое положение относительно солнца, температура изменилась, а воспользоваться серой картой времени не хватает. Тем не менее, если подходить к фотографированию предельно скрупулезно, то лучшие результаты получатся именно с установкой цветового баланса по серой шкале. Кстати, здесь часто упоминается слово баланс, а что это такое применительно к фотографии? Нормальным считается баланс с полностью заполненным спектром. Помните фразу из школьного учебника? «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны». Если какой-либо цвет отсутствует в спектре, наступает разбаланс, который устранить практически невозможно. Например, в ртутных лампах отсутствует пурпурный цвет, и фотографии получаются желто-зелеными. В лампах накаливания мало голубого, поэтому фото рыжевато-коричневые. Автоматический режим не в состоянии уловить крайние значения. К сожалению, возможности фотоаппаратов не безграничны, а вариантов освещения очень много. С проблемой баланса фотографам часто приходится сталкиваться на выставках собак. Например, если фотографировать без вспышки в «Крокусе» или залах спорткомплекса ЦСКА, фотографии получаются неприятного желтовато-зеленого цвета. Можно установить режим съемки при лампах дневного света и таким образом слегка поправить ситуацию, но тогда возникнут проблемы при использовании вспышки (ее температура около 6000 Кельвина). Еще один вариант: использовать при съемке исключительно свет от вспышки. В этом случае цветовой баланс будет нормальным, но объект съемки окажется на черном фоне, а это не всем нравится. На практике фотографы ищут разумный компромисс, как правило, фотографируя со вспышкой, и по ней устанавливая цветовой баланс, а цвет фона уж какой получится. Подобные проблемы возникают не во всех залах. Например, в павильонах парка «Сокольники» освещение монтировали профессионалы таким образом, чтобы получить нормальный сбалансированный спектральный состав. Здесь, установив высокую чувствительность (примерно, 800-1000 ед.), можно спокойно фотографировать без вспышки в автоматическом режиме. ФОТОГРАФИРУЕМ НА ПРИРОДЕ Съемка на природе не так проста, как может показаться на первый взгляд. Мы можете дождаться замечательного солнечного дня, выбрать чудесную зеленую поляну, а фотографии, тем не менее, получатся маловразумительными. И наоборот, небо затянуто тучами, по ногами - только камни, а животные на снимках получаются, как живые. В чем же дело? Сначала несколько слов об общих условиях. Как показывает практика, наилучшие время года для фотографирования собак – это весна и осень, когда трава еще не появилась или наоборот пожухла, на деревьях нет зеленой листвы, а лучи солнце падают на землю под небольшим углом. Далее возникает вопрос о месте съемки. Не исключено, что это самый главный и сложный вопрос и крайне редко бывает так, что на случайно выбранной площадке получились приличные фотографии. Возникает вопрос, какие условия следует считать идеальными? Это ровная площадка, покрытая некрупным гравием, расположенная таким образом, чтобы солнце находилось у фотографа за спиной. Желательно, чтобы в пределах 100 метров за площадкой не было деревьев, зданий и тем более автомобилей, людей других, не имеющих отношения к съемке предметов. Красиво смотрятся собаки, сфотографированные на фоне реки или озера, правда, редко можно встретить подходящий, ровный берег. Очень хорошим фоном для большинства пород служит золотистая осенняя листва. Ну, а идеальный фон, как мне кажется – это красивые исторические сооружения, которые имеют непосредственное отношение к породе. Пагода для китайской хохлатой собаки, пирамида ацтеков – для чихуахуа, старинный замок – для английского бульдога и т.д. Еще одно желательное условие удачной работы – это отсутствие поблизости от места съемки больших деревьев с зеленой листвой и высоких цветных зданий. Хотим мы этого или нет, от этих объектов идет отраженный свет, который негативно сказывается на цветовом балансе, а значит - фотографиях. Выше приведены общие рекомендации, которые подходят для съемки собак всех окрасов, кроме белого. В последнем случае ситуация несколько сложнее, но об этом чуть позже. Время года – подходящее, место выбрано, что дальше? Как уже было сказано выше, для фотографирования лучше использовать зеркальный фотоаппарат и для начала вполне достаточно двух зум-объективов с фокусными расстояниями примерно 24- 105 мм и 80-200 мм. Профессиональные фотографы часто при таких съемках используют объектив 80 – 200 мм с постоянной диафрагмой 2.8. Его главные недостатки – массивность, большой вес – около 1.5 кг. и, возможно, цена – от одной до двух тысяч долларов. Главное достоинство – универсальность. Если же ограничиться только съемкой собак, то более высокое качество и с гораздо меньшими материальными затратами, можно получить, используя объективы с постоянным фокусным расстоянием: так называемый, штатный, 50 мм, (он весит около 100 г и стоит порядка 100-150 долларов) или телеобъектив с фокусным расстоянием примерно 100 мм. (Вес около 200 г, цена – от 300 до 400 долларов). Эти объективы, помимо того, что они легче и дешевле, дают качество выше, чем лучшие профессиональные зум-объективы. КАКИЕ РЕЖИМЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ Если место выбрано верно, то можно фотографировать, используя автоматический режим, не забывая об установке правильного цветового баланса. Очень часто впечатление от фотографии снижается из-за того, что излишне резко получается фон. Собака элементарно сливается с ним и ее не видно. Чтобы этого избежать можно воспользоваться режимом с приоритетом диафрагмы. (В фотоаппаратах он чаще всего обозначается буквой «А») Устанавливая максимально открытую диафрагму (например, 2.8), вы получите фотографии с резким изображением собаки на размытом фоне. Это явление принято называть в фотографии «глубиной резкости». Чем ниже значение диафрагмы (она открыта), тем меньше глубина резкости и наоборот. Правда, при этом нельзя забывать, что наивысшую резкость объективы показывают при диафрагменных значениях 8 – 11. Особенно это касается недорогих зумов с переменным значением диафрагмы. Качество снимков с максимально открытой диафрагмой почти всегда оставляет желать лучшего. Гораздо лучше обстоят дела с резкостью у объективов с постоянным фокусом, но и здесь нужно быть осторожным. Например, если делать портрет собаки и установить диафрагму 1.8, то резким получится только глаз животного. РАСПРОСТРАНЕННОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ Среди любителей, да и многих профессионалов бытует мнение: чем выше светосила объектива, тем он качественней. Это не совсем так, что наглядно продемонстрировала фирма Canon, выпустив великолепные объективы с относительно низкой светосилой (4). И в самом деле, на практике, если не ставятся какие-то очень специфические задачи, чаще всего используются значения диафрагмы в диапазоне 5.6 – 11. ФОТОГРАФИРУЕМ В СТОЙКЕ Пожалуй, это самый сложный вопрос. Самую красивую собаку можно снять так, что все ее недруги выстроятся в очередь за ее фотографией. В любом случае фотограф должен иметь хотя бы общее представление о стандарте породы, с которой он имеет дело. Кроме того, во всех популярных породах – немецкая овчарка, лабрадор, американский стаффордширский терьер, английский бульдог и т.д. - уже давно сложились определенные традиции. Это надо непременно учитывать, понимая, вместе с тем, что догматический подход заметно обедняет фотографию. Кроме того, изображение, которые вы видите в видоискателе фотоаппарата, и которое вам представляется идеальным, на фотоотпечатке вызывает одно разочарование. Поэтому даже при большом опыте, хорошем знании стандарта и т.д. не стоит останавливаться на одном каком-то ракурсе, а постоянно изменять точку съемки. Тем более, что ненужные фотографии всегда можно выбросить в корзину.Здесь не может быть однозначного ответа, но по убеждению автора при прочих равных условиях съемка собак всегда лучше под открытым небом: здесь интереснее свет (в студии лишь его более-менее удачная имитация), лучше передается настроение, животные ведут себя более раскованно, да, и гуляют заодно. Иное дело место съемки. Со студией все понятно, - она зажата в своих квадратных метрах. Улица – иное дело, но приходится удивляться фотографам, которые так мало внимания уделяют месту съемки и предпочитают фотографировать собак на фоне машин, заборов или мусорных баков, при том, что часто достаточно пройти сотню-другую метров до нормального газона. www.cairnterrier.ru.

Ответов - 0



полная версия страницы