Форум » Наши увлечения/ Our hobbies » Объективы: терминология, выбор » Ответить

Объективы: терминология, выбор

Елена: Обсуждая как технические, так и ху-дожественные аспекты фотогра-фии, мы традиционно уделяем оп-тике едва ли не больше внимания, чем всем остальным компонентам фотопро-цесса. И это не удивительно, ведь качество используемого объектива в значительной мере определяет техническое качество полу-чаемого изображения, а от параметров объе-ктива напрямую зависят возможности фото-графа выразить в виде фотографии свои творческие замыслы и чувства. С массовым переходом фотографов и фотолюбителей с пленочных на цифровые фотоаппараты ак-туальность вопросов, связанных с выбором и правильным использованием объективов, не только не уменьшилась, а наоборот возрос-ла, ведь все недостатки оптики, даже мало заметные на фотографии, на экране качест-венного монитора видны более чем отчетли-во. К тому же широкое распространение циф-ровых фотоаппаратов с матрицами самых разнообразных типоразмеров привело к появ-лению новых вопросов и связанных с ними не всегда понятных, неоднозначно толкуемых и зачастую неправильно применяемых терми-нов и понятий, таких как «эквивалентное фо-кусное расстояние», «крон-фактор», «эквива-лентное увеличение» и так далее. Поэтому мы решили снова вернуться к теме оптики, посвятив зту статью основным па-раметрам и характеристикам объективов, особенностям использования объективов на современных цифровых фотоаппаратах и осо-бенностям выбора соответствующей оптики к цифровым зеркальным фотоаппаратам. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБЪЕКТИВОВ Фокусное расстояние объектива Угол зрения объектива НОВЫЕ ТЕРМИНЫ Эквивалентное фокусное расстояние "Кроп-фактор" Эквивалентное увеличение Светосила и относительное отверстие Диафрагмирование и глубина резкости ВЫБОР ОПТИКИ ДЛЯ ЦИФРОВОГО АППАРАТА Система Canon EOS Система цифровых зеркальных камер Nikon ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБЪЕКТИВОВ К самым востребованным и активно используе-мым в фотографической практике параметрам объектива относятся его фокусное расстояние, угол зрения и относительное отверстие. Физи-ческий смысл этих оптических характеристик мы рассматривали на наглядных примерах, со схемами и формулами в статье "Объективно об объективах» зимнего выпуска (№34 (191/2004) каталога "Потребитель. Фототехни-ка и видеокамеры", поэтому в данной статье лишний раз повторяться не будем. А вот на подробностях использования этик терминов остановимся еще раз, более детально. ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ ОБЪЕКТИВА ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ ОБЪЕКТИВА - одна из его наиболее важных характеристик. По величине фокусного расстояния (естествен-но, с учетом размеров матрицы цифрового или кадра пленочного аппарата) можно судить о «крупности» изображения объекта съемки на получившейся фотографии. Чем больше фокус-ное расстояние объектива, тем более крупным, приближенным, будет изображение объекта съемки на фотографии. И наоборот, при умень-шении фокусного расстояния угол, захватывае-мый объективом, увеличивается, и в кадр мож-но вместить более широкую панораму. В соответствии с фокусным расстоянием объек-тива (точнее - с углом зрения объектива} в фо-тографической практике принято различать следующие категории оптики. Нормальный (стандартный) объектив -это объектив, имеющий средний (порядка 40-50 градусов по диагонали кадра) угол зрения при использовании на фотоаппарате с соответ-ствующим размером кадра или матрицы. В сис-темах фотоаппаратуры, рассчитанной на приме-нение привычной нам 35-мм перфорированной фотопленки «тип 135» (размер кадра 24x36 мм), нормальным будет считаться объектив, имею-щий фокусное расстояние примерно от 40 до 55 мм Наиболее же распространенные стандарт-ные объективы для таких систем - это объекти-вы с фокусным расстоянием 50-52 мм. Такой объектив в большинстве случаев воспроизводи' на снимке перспективу наиболее естественно и привычно для нашего зрения. Иными слова ми, нормальный объектив передает относи тельно широкую панораму, а масштабные соот-ношения объектов съемки остаются таковыми, какими их видит наш глаз. Выполняя съемку объективом с нормальным (для размеров кад-ра) фокусным расстоянием, достаточно легко добиться впечатления естественности и привыч-ности восприятия перспективы. Такой подход позволяет при съемке максимально сосредото-чить внимание зрителя именно на естествен-ном, оптимальном балансе объекта съемки и окружающего его пространства, не отвлекая внимание ни искаженной перспективой, ни из-лишним отделением переднего плана от задне-го. Объективы с меньшим, чем у нормального, фокусным расстоянием и углом зрения по диагонали кадра 60 градусов и более носят назва-ние широкоугольных. К примеру, в системах пленочных камер с кадром размером 24x36 мм «широкоугольниками» принято называть объе-ктивы с фокусным расстоянием 35 мм и менее. Широкоугольный объектив полностью оправ-дывает свое наименование, поскольку более широкий, чем у нормального, угол зрения тако-го объектива позволяет вместить в рамки кадра значительно большее пространство, захватить гораздо более широкую и впечатляющую пано-раму. При этом, естественно, происходит и зна-чительное изменение характера передачи пер-спективы в сравнении со стандартной оптикой. Предметы на заднем плане становятся меньше по размеру в сравнении с передним планом. К тому же и глубина резкости субъективно уве-личивается (во-первых, из-за того, что предме-ты на заднем плане изображаются визуально более четкими, а во-вторых, из-за конструктив-ных особенностей большинства широкоуголь-ных объективов). Широкоугольная оптика не-заменима при съемках в условиях ограниченного пространства (например, в интерьерных съемках). Также она более чем вос-требована в бытовой любительской съемке. Са-мые распространенные любительские сюжеты типа «мы все вместе за праздничным столом» и «я и горы» без широкоугольника просто не получаются. Длиннофокусными (или телеобъектива-ми) называют объективы с большим, чем стан-дартные, фокусным расстоянием (более 80 мм для камер с размером кадра 24мм х 36мм). Та-кие объективы имеют меньший угол зрения (не более 30 градусов по диагонали кадра) и позволяют «приблизить» объект съемки, давая при той же дистанции съемки заметно более круп-ное, увеличенное изображение. Поэтому одно из важных применений длиннофокусной опти-ки - это портретная съемка Ведь избежать ис-кажения пропорций лица человека можно лишь в том случае, если дистанция съемки со составляет примерно полтора-два метра. А на таком расстоянии стандартный и, тем более, ши-рокоугольный объектив даст достаточно мелкое изображение. И только применение длиннофокусной оптики дает возможность од-новременно получить и правильные, естествен-ные пропорции лица и фигуры человека, и до-биться наиболее выразительной и сбалансированной композиции кадра. Детали на заднем плане при съемке длиннофокусным объективом изображаются в более крупном масштабе, а поэтому падение четкости и детализации изображения заднего плана становит-ся гораздо заметнее. Длиннофокусный объек-тив - это отличный инструмент и в том случае, когда к объекту съемки невозможно (или за-труднительно) подойти поближе, чтобы сфотографировать его в достаточно крупном масшта-бе, или когда возникает необходимость акцентировать внимание на каких-то неболь-ших деталях и крупных планах объекта съемки, отрезав и размыв до неузнаваемости ненужный задний план. Кроме того, телеобъективы совер-шенно по-особенному передают перспективу, «сплющивая» ее и сокращая расстояния между передним и задним планами. Наиболее близко к нашему восприятию запруженную машинами дорогу, теряющуюся в дымке тропинку, уходящие вдаль рельсы или ровный ряд фасадов до-мов лучше и легче всего передать именно с по-мощью длиннофокусной оптики. Чем сильнее фокусное расстояние длиннофокусного объектива отличается от стандартного, тем более за-метным будет укрупнение главного объекта съемки на будущей фотографии, и тем более спрессованной будет восприниматься перспек-тива на снимке. Вторая важная характеристика объектива (точнее - пара характеристик), на подробном описании которой мы бы хотели остановить-ся, - это угол поля изображения объектива и угол зрения объектива на пленке (или матри-це) фотоаппарата. УГОЛ ЗРЕНИЙ ОБЪЕКТИВА УГОЛ ЗРЕНИЙ ОБЪЕКТИВА - это величина, определяемая соотношением фокусного рас-стояния объектива и размером матрицы (или кадра пленки) фотоаппарата. Чем меньше фокусное расстояние объекти-ва, и чем больше размеры кадра пленки или матрицы, тем более широкая панорама сможет уместиться в пределах кадра. И наоборот, при увеличении фокусного расстояния объек-тива и уменьшении размеров матрицы (кадра пленки] изображение на фотографии будет представлять собой более узкий, ограниченный рамками кадра «взгляд» на окружающую дейст-вительность. Угол зрения пары объектив - мат-рица (или объектив - кадр пленки) зависит ис-ключительно от размеров матрицы (кадра) фотоаппарата и фокусного расстояния объекти-ва. (Это правило не срабатывает только в од-ном единственном случае - для сверхшироко-угольного объектива специальной конструкции типа "рыбий глаз», предназначенного для по-лучения особого «вывернутого» изображения.) Угол зрения каждого объектива, приводимый в большинстве таблиц и справочников, обычно указывается исходя из размера диагонали кад-ра пленки (или матрицы), для работы с которы-ми объектив предназначен. К примеру, угол зрения объективов для 35-мм системных пле-ночных зеркальных аппаратов рассчитывается, исходя из размера диагонали стандартного (24x36 мм) кадра пленки и составляющего Око-ло 43 мм. Однако если этот же объектив устано-вить на соответствующую цифровую системную зеркалку с матрицей уменьшенного размера. . то угол зрения того же самого объектива уже будет заметно меньше. Иными словами, один и тот же объектив при работе с кадром меньше-го размера станет как бы «длиннофокуснее». Вполне логично было бы продолжить наши рассуждения и в «обратную» сторону. То есть предположить, что при увеличении размера матрицы (кадра пленки) угол зрения объектива соответственно увеличится. Однако так можно предполагать лишь в случае «идеального» объ-ектива. В реальной жизни, конечно, идеальных объективов не существует. А у каждого реаль-ного объектива в качестве одной из важных оп-тических характеристик. Выступает угол поля изображения (и связанный с ним размер поля изображения объектива). Эти параметры опи-сывают максимальный размер изображения, которое может построить объектив на пленке или матрице. Если размер матрицы (или кадра пленки) хотя бы немного превысит размер поля изображения объектива, то по углам фотогра-фии будет наблюдаться заметное падение рез-кости. Значительное несоответствие размера поля изображения и размера кадра может даже привести к так называемому "виньетирова-нию», то есть затемнению краев кадра. Поэтому для предотвращения подобных проблем обяза-тельно соблюдение важного правила - исполь-зовать только те объективы, размер поля изо-бражения которых больше, чем диагональ кадра. Для наглядной иллюстрации этого эффекта приведем в пример три объектива с одинако-вым фокусным расстоянием, но построенных по разным оптическим схемам и рассчитанных для применения на фотоаппаратах с различным размером кадра - Flektogon 50мм f/4 (широ-коугольный объектив для среднеформатных камер с размером кадра 6х6см), Canon EF 50 мм f/1.8 (стандартный объектив для 35-мм ка-мер с размером кадра 24x36 мм) и Zuiko Digital ED 50 мм f/2.0 Macro (длиннофокусный макро-объектив для цифровых камер системы Four Thirds с размером кадра 13,5x18 мм). Несмотря на одинаковое фокусное расстояние всех трех объективов, только объектив Flektogon 50 мм f/4, спроектированный как широкоугольный (угол поля изображения около 80 градусов), сможет создать изображение около 9 сантимет-ров в диаметре, достаточное для покрытия кад-ра 6х6 см. Объективы же другой конструкции -стандартный Canon EF 50 мм f/1.8 (угол зрения около 50 градусов) и длиннофокусный Zuiko Digital ED 50 мм f/2.0 Macro (угол зрения около 30 градусов) не в состоянии выполнять функ-ции 50-мм широкоугольника в системе средне-форматных камер, поскольку создаваемое ими изображение имеет диаметр лишь чуть больше 50 мм/25 мм соответственно (вместо необхо-димых для этого 90 мм). С другой стороны, функции стандартного 50-мм объектива в сис-теме 35-мм пленочных камер с размером кадра 24x35 мм может выполнять не только специ-ально спроектированный для этой цели Canon EF 50 мм f/1.8, но и широкопленочный широко-угольник Flektogon 50 мм 1/4. А уж функции длиннофокусного объектива в системе цифро-вых зеркальных камер «четыре третьих» может выполнять любой 50 мм объектив из представ-ленной нами тройки - любой из них без винье-тирования и каких-либо других проблем по-крывает изображением матрицу 13,5x18 мм. Естественно, что использование огромного, тяжелого и менее светосильного среднеформатного объектива вместо такого же по выпол-няемым функциям, но заметно более легкого, компактного и светосильного объектива, спе-циально спроектированного для работы в сис-теме «четыре третьих» - это больше теоретиче-ская идея, чем практическая необходимость (тем более что применяемые при этом переход-ники значительно ухудшают функциональность камеры). К тому же различие в способе крепле-ния объектива к аппарату еще больше затруд-няет такого рода эксперименты. А уж поставить объектив от цифровой зеркалки формата 4/3 на 35-миллиметровую или на среднеформатную зеркалку - и вовсе невыполнимая задача, поскольку в этом случае наведению резкости такого объектива на бесконечность будет ме-шать зеркало. Так почему мы так подробно остановились именно на этой проблеме, которая раньше бы-ла знакома лишь фотографам, работающим с крупноформатными карданными и полевыми камерами? Причиной этому - широкое распространение относительно недорогих системных цифровых зеркальных фотоаппаратов Canon, Nikon, Pentax, Sigma и Minolta, совместимых по оптике с пленочными 35-мм зеркальными аппаратами тех же фирм. Уменьшенные (в сравнении с ка-дром 24x36 мм) размеры матрицы этих цифро-вых аппаратов привели со временем к необхо-димости разработки широкоугольных и стандартных зум-объективов, оптимизиро-ванных для работы с матрицей формата APS-C, поскольку любой объектив от пленочной зеркалки при использовании на цифровой зеркалке имеет заметно меньший угол зрения. Для те-леобъективов это, конечно, удобно. А вот широкоугольная оптика сразу теряет сбои заме-чательные свойства. Поэтому, когда количество выпускаемых цифровых фотоаппаратов с «по-лукадровой» матрицей (15,6x23,7 мм или 15x22.5 мм) стало значительным, а цены на них стали вполне демократичны, в продаже появи-лись и специальные объективы, рассчитанные на работу с такой матрицей. Первыми «полу-кадровую» оптику выпустили компании Nikon (серия объективов «DX» - AF-S DX 12-24/4 IF ED, AF-S DX 18-7O/3.5-4.5G IF ED, AF-S DX 17-55/2.8 G IF ED и AF DX Fisheye 10.5/2.8D ED) и Canon (серия объективов «EF-S» - EF-S 18-55/3.5-5.6, EF-S 10-22/3.5-4,5 USM и EF-S 17-85/4-5.6 IS USM). А сейчас у большинства про-изводителей оптики уже есть целые линейки специальных «полукадровых» объективов -это, например, серия объективов «DA» у Pentax (DA 14/2.8, DA 16-45/4 ED AL, DA 18-55/3.5-5 6, DA 50-200/4-5.6 ED) и серия «DC» у Sigma (10-20/4.0-5.6 EX DC HSM, 18-50/2.8 EX DC, 18-50/3.5-5.6 DC, 18-125/3.5-56 DC, 18-200/3.5-6.3 DC, 55-200/4-5.6 DC, 30/F1.4 EX DC HSM). Специальные «цифровые» объективы чаще всего являются, образно говоря, «уменьшенны-ми аналогами» стандартных и широкоугольных «полнокадровых» зумов за счет того, что они рассчитаны на покрытие «полукадровой» мат-рицы (а не полного кадра 24x36 мм), а диапа-зон фокусных расстояний пропорционально смещен в сторону уменьшения. К примеру, объектив Canon EF-S 17-85/4-5.6 IS USM при применении на цифровых зеркалках Canon EOS 300D, EOS 350D и EOS 20D практически полно-стью идентичен «полнокадровому» объективу Canon EF 28-135/3.5-5.6 IS USM как функцио-нально (при использовании последнего на пле-ночных зеркалках), так и по размерам и даже по внешнему виду! Однако с выпуском относительно недорогих «полукадровых» цифровых зеркальных аппара-тов пленочная техника не пошла в утиль. Доста-точно многие фотографы используют одновре-менно как цифровые, так и пленочные аппараты. Тем более что для кого-то из них ос-новным критерием выбора цифрового аппара-та была совместимость по оптике и аксессуарам с имеющейся на руках пленочной системой. И если на цифровой зеркалке без проблем можно использовать практически любой объе-ктив от пленочного аппарата, то «цифровой» объектив установить на пленочную зеркалку в большинстве случаев можно (поскольку байонет «цифровых» объективов Nikon, Pentax, Minolta и Sigma полностью совместим с байонетом соответствующих пленочных аппаратов). А вот при попытке фотографировать выясняет-ся, что специальный "цифровой" объектив не состоянии покрыть изображением всего лишь около двух третей площади кадра пленки. Увы, «бесплатным широкоугольником» такой объек-тив не сможет работать, и место ему исключи-тельно на цифровых аппаратах с «полукадро-вой» матрицей. Поставить же своеобразный предохранитель, запрещающий использовать «полукадровую» оптику, на полнокадровых цифровых и пленочных аппаратах решила толь-ко компания Canon, разработав для своих «полукадровых» цифровых объективов особый байонет EF-S, механически несовместимый со стандартным байонетом EF. При этом ответный байонет EF-S «полукадровых» цифровых зеркалок EOS 300D. EOS 20D и EOS 350D спроектиро-ван таким образом, что позволяет без ограни-чений устанавливать и использовать любой объектив как с новым байонетом EF-S, так и со стандартным байонетом EF. Уделим внимание и второй причине, по ко-торой в качестве нормальной и широкоуголь-ной оптики на цифровом фотоаппарате жела-тельно применение специально спроектированных для этого объективов. Светоприемные сенсоры цифровых фотоаппаратов (КМОП и ПЗС-матрицы). В отличие от пленки, гораздо критичнее относятся к углу падения лу-чей света. И если лучи попадают на поверхность матрицы не перпендикулярно ее поверхности, а под более острым углом, то некоторая часть свете уже не попадает на светочувствительную поверхность фотоприемника из-за перегоро-док между ячейками. Эта особенность работы матриц приводит к тому, что при использова-нии на цифровых зеркалках некоторых объек-тивов, разрабатывавшихся для работы на пле-ночных аппаратах, изображение по краям кадра заметно теряет четкость, становится не-сколько темнее, а в некоторых случаях могут даже появиться цветовые артефакты. Для пре-дотвращений этого неприятного явления объек-тивы для цифровых аппаратов должны обладать свойствами так называемой «теле-центрической» оптики. Основное преимущест-во телецентрической оптики состоит в том, что она обеспечивает попадание лучей света на ма-трицу фотоаппарата практически перпендику-лярно к поверхности не только по центру кадра, но и на его краях. За счет оптимального угла па-дения лучей света на матрицу правильно рассчитанный объектив позволяет добиться лучшей четкости, равномерной яркости и пра-вильной цветопередачи го всему полю изобра-жения. Термин «телецентрическая оптика» впервые ввела в широкий оборот компания Olympus Optical, представляя разработанную ей систему зеркальных цифровых фотоаппаратов формата «четыре третьих». При этом, разумеется, ком-пания пообещала, что вновь рассчитываемая оптика Zuiko Digital для новой системы будет обладать телецентрическими свойствами, а значит картинки будут яркими и четкими от края до края. Современные объективы других фирм, пред-назначенные для использования как на пленоч-ной, так и на цифровой технике, также либо разрабатываются с учетом особенностей при-менения их на цифровых зеркалках, либо (как минимум) проходят обязательное тестирова-ние на отсутствие явных проблем при работе е «цифровом» варианте. В качестве примера та-кой универсальной оптики можно привести объективы Canon EF 24-70/2.8 L и Canon EF 17-40/4 L. Другой пример - компания Sigma, ко-торая провела «инвентаризацию» немалого ко-личества своих объективов на предмет совместимости с цифровыми аппаратами. В ре-зультате этой работы более полудюжины объе-ктивов были заменены аналогами, имеющими е своем названии аббревиатуру «DG» (Digital Grade), то есть рекомендованными для исполь-зования и на цифровых аппиратах. Мы видим, что объективов, как разработан-ных для использования только с «полукадровы-ми» цифровыми зеркалками, так и одинакоао пригодных для эксплуатации на цифровых и пленочных зеркальных фотоаппаратах стано-вится все больше и больше. Поэтому будем на-деяться, что благодаря широкому распространению объективов, специально разработанных с учетом особенностей использования на цифровых аппаратах, проблем с качеством изображения (даже при росте мегапикселей этого класса фотоаппаратуры в будущем), на-блюдаться не будет.

Ответов - 2

Елена: НОВЫЕ ТЕРМИНЫ По внешнему виду цифровые зеркальные аппараты отличаются от пленочных весьма незначительно, используют практически те же вспышки и объективы. Да и по концепции управления пленочные и цифровые камеры мало отличаются друг от друга. Однако сочетание внешней и функциональной похожести цифровых и пленочных зеркальных аппаратов с разницей в размерах кадра пленки и матрицы (вызван-ных техническими и экономическими причинами) привели к возникновению ряда вопросов касающихся использования и классификации сменной оптики. До наступления эры любительских цифровых зеркалок с классификацией объективов было все гораздо проще. Основную массу любительских, полупрофессиональных и профессиональных зеркальных камер со сменной оптикой, а также основную часть «мыльниц объединял формат используемой в них 35-мм перфорированной пленки «тип 135» и размер кадра пленки 24x36 мм. Менее распространенные фотоматериалы других типоразмеров использовались либо в откровенно любительских системах («тип 110», «тип 126», «диск», APS), либо в серьезной профессиональной работе (60-мм роликовая пленка «тип 120» и «тип 220», плоская формат-ная пленка). Фотоаппаратура, использующая пленку «тип 135», господствовала на рынке фототехники много десятков лет, не сильно сдав свои позиции даже сейчас. Поэтому фотографы и фотолюбители в течение нескольких поколений привыкли к тому, что свойства сменного объектива вполне правильно и наиболее удобно описывать его фокусным расстоянием. На-пример, объектив с фокусным расстоянием 50 мм однозначно воспринимался как нормальный (штатный) объектив. Фокусное расстояние 35 мм или 28 мм однозначно характеризовало объектив как широкоугольный. А 85-милли-метровым или 135-миллиметровым мог быть только портретный длиннофокусный объектив То есть, конечно, все понимали, что «нормаль-ный» - это объектив с углом зрения порядка 40-50 градусов. Но раз размер кадра у большинства аппаратов один и тот же (24x36 мм), то и угол зрения объектива зависит лишь от фо-кусного расстояния. Тем более что на оправе любого объектива всегда написано его фокусное расстояние, а угол зрения можно узнать разве что из паспорта объектива или справоч-ника. Видимо, поэтому и прижилась у фотогра-фов и фотолюбителей устойчивая привычка характеризовать величиной фокусного рассто-яния назначение объектива как нормального, широкоугольного или длиннофокусного. Эквивалентное фокусное расстояние С приходом эры цифровых аппаратов на этой привычке, культивировавшейся десятилетия-ми, чуть было не был поставлен жирный крест. Разнобой размеров матриц цифровых аппара-тов просто поражает - от «полнокадровых» (24x36 мм), «полукадровых» (формата APS-C, примерно 16x24 мм) и «четвертькадровых» («тип 4/3». размер 13,5x18 мм) до применяемых в компактных и миниатюрных цифровых аппаратах «тип 2/3», «тип 1/1,8» и «тип 1/2,5» (самые большие из которых не превышают по размерам ноготь мизинца руки). И такая характеристика зум-объектива цифрового фотоаппа-рата, как «диапазон фокусных расстояний 7.2-50,8 мм» практически ничего не говорит со-временному фотолюбителю даже с учетом зна-ния реального размера матрицы 2/3» - 6,6x8,8 мм. Поэтому, чтобы добиться в этом случае ка-кой-то ясности и удобства, стоит найти в спра-вочнике по фотографии соответствующие фор-мулы, рассчитать соответствующий угол зрения объектива с учетом размера матрицы, а потом сравнить эти данные с параметрами привычных объективов, рассчитанных для кадра 24x36 мм. В итоге оказывается, что объектив с фокусным расстоянием 7,2 мм на матрице 2/3» имеет по диагонали примерно такой же угол зрения, как и широкоугольный объектив с фокусным рас-стоянием 28 мм на кадре 24x36 мм. А в положе-нии 50,8 мм этот же объектив видит мир так же, как 200-миллиметровый длиннофокусный объ-ектив, установленный на 35-мм камеру. То есть вышеупомянутым объективом с диапазоном фокусных расстояний 7,2-50,8 мм, установлен-ном на цифровом аппарате, можно воспользо-ваться так же, как и зумом с диапазоном изме-нения фокусного расстояния 28-200 мм на обычной 35-мм зеркапке. Вот это уже ценная и понятная информация, которой удобно и приятно пользоваться! Поэтому вполне логи-чен стал шаг производителей, указывающих в характеристиках фотоаппарата не только ре-альные цифры фокусного расстояния объекти-ва, а и рассчитанные таким же образом, как мы это сделали выше, цифры, которые получили название «эквивалентного фокусного расстоя-ния». Исходя из значений эквивалентного фо-кусного расстояния, мы легко можем предста-вить себе параметры и возможности обьектива, установленного на фотоаппарат. Некоторые производители даже пошли даль-ше. К примеру, на аппарате DiMAGE A200 ком-пании Konica Minolta на кольце управления зу-мированием объектива обозначены цифры не реального, а эквивалентного фокусного рассто-яния. И это решение правильное - ведь для осознанного управления перспективой важно знать в первую очередь угол зрения объектива (который нам наиболее привычно восприни-мать е виде цифр эквивалентного фокусного расстояния). А вот цифры реального фокусного расстояния, обозначенные на передней панели оправы объектива, пользователю такого фото-аппарата, скорее всего, никогда и не понадо-бятся. «Кроп-фактор» Пользователи системных цифровых зеркаль-ных фотоаппаратов оказались в несколько бо-лее сложной ситуации. С одной стороны, понят-но, что за счет меньшего размера матрицы в сравнении с кадром пленки 24x36 мм все объективы становятся как бы «длиннофокуснее». Например, использовавшийся на пленоч-ной камере в качестве стандартного объектива Canon EF 50/1.8 при установке на цифровую ка-меру Canon EOS 350D сразу приобретает угол зрения, свойственный скорее портретному объективу. С другой стороны, бессмысленно перемаркировывать все объективы, так как они мо-гут быть использованы не только на цифровой зеркалке с «полукадровой» матрицей, но и на аппаратах с другими размерами кадра - пле-ночных, полнокадровых (например. Canon EOS-1Ds Mark II и почти полнокадровых (например, Canon EOS-1D Mark II цифровых аппаратах. Поэто-му для пользователей зеркальных цифровых камер с меньшей по размеру, чем кадр пленки, матрицей более удобным методом для расчета эквивалентного фокусного расстояния оказа-ть применение коэффициента уменьшения угла зрения объектива (другие названия этого коэффициента - «кроп-фактор» или «коэффи-циент увеличения эквивалентного фокусного расстояния»). Кроп-фактор численно представ-ляет собой соотношение между размером диа-гонали кадра 24x36 мм и размером диагонали матрицы. В этом случае примерное эквивалент-ное фокусное расстояние объектива можно по-лучить, умножив реальное фокусное расстоя-ние объектива на коэффициент пересчета кроп-фактор. Для каждого размера матрицы коэффициент уменьшения угла зрения объектива имеет свои определенные значения. К примеру, для циф-ровых зеркальных аппаратов Nikon, Dynax и Pentax коэффициент увеличения эквивалентного фокусного расстояния составляет 1,5, для Canon EOS-1D и EOS-1D Mark II — 1,3, для Canon EOS 10D, 20D, 300D, 350D, D60 и D30 - 1,5, для Sigma SD-9 и SD-10 - 1,7, а для аппаратов системы «4/3» -2. Заканчивая тему пересчетов реального фо-кусного расстояния в эквивалентное, остано-вимся на очень важном моменте. Цифра экви-валентного фокусного расстояния (то есть произведение реального фокусного расстояния на кроп-фактор) предназначена только для то-го, чтобы понятными по 35-мм пленочной фо-тотехнике значениями охарактеризовать угол зрения объектива. Реальное фокусное расстоя-ние объектива, установленного на цифровую камеру, при этом не изменяется. Соответствен-но, все остальные вычисления (например, рас-чет глубины резкости и определение оптималь-ной степени диафрагмирования) нужно проводить исходя из реального, а не эквива-лентного значения фокусного расстояния К примеру, на цифровом «полукадровом» ап-парате Nikon D70 (кроп-фактор 1,5) можно ис-пользовать широкоугольный объектив AF Nikkor 35 мм f/2 D е качестве стандартного, по-скольку эквивалентное фокусное расстояние при этом будет около 50 мм. Однако визуально глубина резкости при тех же значениях диа-фрагмы будет заметно больше, чем при ис-пользовании обьектива с фокусным расстояни-ем- 50 мм на пленочной зеркалке (хотя угол зрения в обоих случаях будет одинаковым). В этом случае достичь той же глубины резкости для разделения переднего и заднего планов можно, открыв диафрагму как минимум на од-ну - две ступени дополнительно. Те же корни имеют заметные «плоскость» и «одноплановость» изображения, присущие компактным цифровым фотоаппаратам с мат-рицей размером 2/3" и менее. Ведь реальное фокусное расстояние объективов таких аппара-тов оказывается как минимум в 4-5 раз (!) меньше, чем эквивалентное. А поэтому даже при диафрагме 2.8 глубина резкости объектива компактного цифрового аппарата оказывается вполне сравнимой с глубиной резкости соот-ветствующего обьектива 35-мм пленочной зер-калки при съемке аналогичного сюжета на диа-фрагме как минимум 8-11 Эквивалентное увеличение «Увеличение» - это еще одна привычно-услов-ная величина, к которой фотографов и фотолю-бителей приучило продолжительное использо-вание 35-мм пленочной фотоаппаратуры с размером кадра 24x36 мм. По величине мак-симального увеличения (или максимального масштаба изображения, что одно и то же) мы судим о применимости такого объектива для съемки в крупном масштабе или даже для ис-пользования его в макросъемке. Для фотогра-фов и фотолюбителей, привычных к использо-ванию 35-мм пленочной фототехники, не составляет труда классифицировать макро-свойства объектива по величине максимально-го масштаба изображения. Например, объек-тив, который может фокусироваться до масштаба 1:1 («один к одному»), - это полно-ценный современный макрообъектив. Максимальным масштабом 1:2 («один к двум») могут похвастаться либо относительно недорогие макрообьективы, либо макрообъективы старой конструкции. А уж если максимальный мас-штаб изображения обьектива составляет 15 или даже менее, то такой объектив считается практически непригодным для съемки мелких предметов крупным планом. По определению масштаб - это соотноше-ние линейных размеров изображения на ппенке (матрице) к размерам объекта съемки. Если объект съемки вдвое больше по размеру, чем его изображение на пленке, то такое соотноше-ние иначе называется «масштабом 1:2». Если же изображение имеет такие же размеры, что и объект съемки, то в таком случае масштаб по-лучается 1:1. Следовательно, чем больше максимальный масштаб, тем более мелкий предмет можно сфотографировать «на весь кадр». Теперь перейдем к цифровым аппаратам с матрицей уменьшенного размера. В этом слу-чае для того, чтобы сфотографировать во весь кадр предмет такого же размера, вполне доста-точно меньшего увеличения (ведь размер мат-рицы меньше!). К примеру, для фотографиро-вания во весь кадр марки размером 24x36 мм пленочным аппаратом необходим объектив, обеспечивающий масштаб съемки 1:1. Если же мы для такой съемки воспользуемся цифровым аппаратом с «полукадровой» матрицей (15,6x23.7 мм, размер диагонали в 1,5 раза меньше, чем у кадра 24x36 мм), то оказывает-ся, что уже при меньшем коэффициенте увели-чения (11,5, «один к полутора») изображение марки занимает всю площадь кадра. Еще мень-шее увеличение для проведения подобной съемки потребуется для аппаратов с еще мень-шим размером матрицы - примерно 1:2 для ап-парата «четвертькадровой» системы 4/3 (раз-мер диагонали матрицы в 2 раза меньше), 1:4 для аппаратов с матрицей 2/3" (размер диаго-нали матрицы в 4 раза меньше) и так далее. Однако, несмотря на различный коэффициент увеличения при съемке, результат можно счи-тать одинаковым - изображение марки зани-мает практически все поле кадра. Поэтому ло-гично было бы для упрощения переноса «пленочных» понятий на цифровую технику ввести еще один «эквивалентный» параметр - «эквивалентное увеличение». Смысл эквива-лентного увеличения, в общем, примерно такой же, как и в случае с эквивалентным фокусным расстоянием - одинаковость эффекта при съемке пленочной и цифровой камерой. Да и коэффициент пересчета реального увели-чения в эквивалентное численно равен соотно-шению реального и эквивалентного фокусного расстояния. Приведем реальный пример. Макрообъек-тив для системы камер 4/3 (кроп-фактор 2) Zuiko Digital ED 50 MM/f2 имеет реальное фо-кусное расстояние 50 мм и может быть сфоку-сирован до максимального увеличения 0.52х (т.е. примерно 1:2). В то же время эквивалент-ное фокусное расстояние такого объектива со-ставит 100 мм, а эквивалентное увеличение -1.04к (то есть примерно 1.1). Соответственно этот объектив на камерах системы 4/3 функци-онально будет аналогичен 100-мм макрообъек-тиву с максимальным масштабом изображения 1:1 в системе 35-мм пленочных камер с разме-ром кадра 24x36 мм. С другой стороны, объек-тив Nikkor AF Micro 105 мм f/2.8D. имеющий при работе с пленочными камерами fViKon мак-симальный масштаб изображения 1:1, при уста-новке на цифровую зеркалку Nikon (кроп-фак-тор 1,5) не только будет иметь увеличенное в полтора раза эквивалентное фокусное рассто-яние, но и сможет производить более крупно-плановую сьемку (до эквивалентного масштаба 1,5:1). Светосила и относительное отверстие Светосила - еще одна из чрезвычайно важных технических характеристик объектива. Как можно догадаться из названия, светосила хара-ктеризует яркость изображения, которое спосо-бен построить на пленке (или матрице) объек-тив. Чем светосильнее объектив, тем ярче изображение он может создать И наоборот, менее светосильный объектив создает более темное изображение. Светосила объектива ха-рактеризуется значением его относительного отверстия (то есть отношением диаметра действующего отверстия объектива к его фокусному расстоянию) и обозначается в виде дроби. К примеру, у объектива с относительным от-верстием 14 (часто встречается вариант маркировки f/d) диаметр действующего отверстия в четыре раза меньше значения фокусного рас-стояния. При этом заметим, что размер реально действующего отверстия объектива - величина виртуальная. Он, как правило, не соответствует точно ни диаметру передней линзы, ни размеру диафрагмы. Поэтому размер действующего от-верстия объектива нельзя измерить, его можно только рассчитать. Типичные значения относительного отвер-стия объектива обычно находятся в прямой за-висимости от размера поля изображения, на покрытие которого рассчитан такой объек-тив. Чем меньше размер матрицы (кадра плен-ки), на обслуживание которого рассчитывается объектив, тем более светосильным его можно сделать при сравнимых (а то и меньших!) стои-мости и сложности конструкции. К примеру, зум-объективы современных компактных циф-ровых видеокамер, рассчитанных для работы с матрицей диагональю 1/6", могут иметь отно-сительное отверстие до 1:1,2 (JVC GR-DV3000I, а значении 1:1.6-1:1,8 стали стандартными е этом классе. Для сменных объективов 35-мм зеркалок «потолок» светосилы заметно ниже -относительное отверстие 1:2,8 имеют лишь не-которые профессиональные зумы, а для ос-тальных зум-обьективов максимальная свето-сила составляет 1:3,5-1:4,5 и даже меньше. При этом заметим, что объективы с постоянным фокусным расстоянием, как правило, обладают заметно большей светосилой, чем оптика с пе-ременным фокусным расстоянием. Например, для тех же 35-мм зеркалок существует доста-точно много объективов с фиксированным фо-кусным расстоянием и относительным отвер-стием f/1.4-f/1.8, а объективы со светосилой менее f/2.8 практически не встречаются (разве что среди сверхтелеобъективов). К тому же оп-тика с переменным фокусным расстоянием час-то для упрощения конструкции имеет не посто-янное, а переменное значение светосилы в зависимости от фокусного расстояния. К при-меру, зум-объектив 18-70 f/3.5-4.5 при фокус-ном расстоянии 18 мм имеет относительное от-верстие f/3.5, при фокусном расстоянии 25-50 мм - f/4, а при максимальном фокусном рас-стоянии (70 мм) значение относительного от-верстия падает до f/4.5. С учетом высокоразви-той автоматики современных камер, оснащенных замером света через объектив, пе-ременная светосила оптики практически не вы-зывает каких-либо неудобств. Диафрагмирование и глубина резкости При максимальном относительном отверстии фотографические обьективы используются до-вольно редко. Большая светосила объектива обычно выступает в роли запаса, который «кар-ман не тянет» и может быть применен в случае необходимости (малое количество света, необ-ходимость е получении минимальной глубины резкости и так далее). Основная же масса съе-мок требует значительно меньшего относитель-ного отверстия объектива. Поэтому каждый фо-тографический объектив оснащен устройством оперативного регулирования относительного отверстия - диафрагмой. Процесс уменьшения светосилы объектива при помощи диафрагмы называется «диафрагмированием», а величина, обратная величине относительного отверстия объектива, называется «диафрагменным чис-лом» (или просто - «диафрагмой»). В процессе диафрагмирования происходит уменьшение действующего отверстия объектива, а яркость создаваемого объективом изображения прямо пропорциональна площади действующего от-верстия объектива. Уменьшив диаметр действу-ющего отверстия объектива в 2 раза, можно уменьшить в 4 раза количество проходящего че-рез него света. Соответственно, яркость изобра-жения становится меньше по мере увеличения значения диафрагменного числа. Значения на шкале диафрагм объективов сейчас принято выбирать из стандартного ряда - 1, 1.4, 2, 2.8, 4.5, 6, 8, 11, 16, 22 и так далее. Такой шаг значений диафрагмы выбран прежде всего для удобства, поскольку при переходе к соседнему е ряду зна-чению диафрагмы количество проходящего че-рез объектив света изменяется вдвое Поэтому диафрагмирование объектива на 1 ступень (на-пример - от 2,8 до 4) приводит к такому же уменьшению экспозиции, как и укорочение вы-держки в 2 раза. Безусловно, не стоит отождествлять диа-фрагмирование лишь с функцией уменьшения яркости изображения на пленке (матрице) При диафрагмировании происходит еще целый ряд изменений в характере создаваемого объективом изображения - увеличивается глубина резкости, изменяются резкостные свойства объектива и его рисунок. Так что сейчас, в эпо-ху высокочувствительных матриц и скоростных затворов, диафрагмирование объектива при-меняется чаще не как средство регулирования количества света, а как художественный прием, позволяющий расставлять акценты в соотноше-нии переднего и заднего планов за счет выбора оптимальной глубины резкости. Понятие глубины резкости и формулы расче-та глубины резкости мы подробно рассматри-вали в статье «Объективно об объективах» зим-него выпуска каталога «Потребитель. Фототехника и видеокамеры» (№ 34 (191/2004). Поэтому мы лишь повторим выво-ды этой статьи. Итак, глубина резко изобража-емого пространства (именно так правильнее всего называть эту характеристику) в общем случае тем больше, чем меньше относительное отверстие объектива, чем меньше фокусное расстояние объектива (субъективное увеличе-ние глубины резкости), и чем больше расстоя-ние до объекта съемки. Также глубина резко изображаемого пространства сильно зависит от объекта съемки и от резкостных параметров оп-тики и пленки (матрицы). Пропадание или яв-ное ухудшение деталировки изображения дос-таточно четко разграничивают зоны резкости и нерезкости. Поэтому использование резкой оптики, высококачественной матрицы большо-го формата (или мелкозернистой пленки) с вы-соким разрешением и наличие многочислен-ных мелких деталей на объекте съемки делают даже незначительную расфокусировку изобра-жения хорошо заметной. И наоборот - если ис-пользована не слишком качественная оптика, если матрица фотоаппарата не отличается вы-сокой четкостью, если объект съемки лишен четких контуров и мелких деталей, то кажущая-ся глубина резкости становится больше. Рассматривая характеристики современных компактных цифровых фотоаппаратов, неслож-но подметить следующие закономерности. Фо-кусное расстояние объективов фотоаппаратов, построенных на миниатюрных (2/3" и менее) матрицах, оказывается достаточно небольшие (в 4-6 раз меньше, чем у аналогичной по углу зрения оптики для 35-мм пленочных зеркалок). А сами матрицы за счет особенностей своего строения достаточно плохо справляются с изо-бражением особо мелких деталей изображения (волос, шерсти, мелких фактур и так далее), по передаче которых легче всего прослеживает-ся граница между зонами резкости и нерезкости. К тому же качество передачи мелких дета-лей и фактур дополнительно ухудшается в результате обработки изображения процесс ром фотоаппарата. Ведь миниатюрные матрицы компактных цифровых фотоаппаратов «шу-мят» сильно даже на невысокой чувствительности. Поэтому системы подавления шума на таких аппаратах работают, как правило, достаточно агрессивно, избавляя изо-бражение не только от шума, но и от мелких де-талей. А процесс автоматического повышения четкости изображения (обязательный этап об-работки) делает переход между зонами резко-сти и нерезкости еще менее заметным, что субъективно воспринимается как дополнитель-ное увеличение глубины резко изображаемого пространства. Поэтому глубина резко изобра-жаемого пространства при использовании та-ких фотоаппаратов получается достаточно большой даже при максимальных значениях светосилы объектива. Ну а на «привычных» по пленочной фототехнике значениях диафрагмы 5,6-8 возросшая сверх меры глубина резко изо-бражаемого пространства просто не позволяет пользоваться данным художественным прие-мом, отделяя передний план от заднего. Стоит также заметить, что малое фокусное расстояние оптики таких фотоаппаратов приводит и к тому, что физический диаметр диафрагмы при значе-ниях диафрагменного числа 8 и более стано-вится настолько мал, что может приводить к значительному падению резкости из-за диф-ракционных явлений (см. статью «Объективно об объективах», «Потребитель. Фототехника и видеокамеры» № 28/2002). Цифровые фотоаппараты с матрицей значи-тельно большего размера (камеры системы «4/3"» и «полукадровые» зеркалки) дают гораз-до больше возможностей в плане художествен-ного использования глубины резко изображае-мого пространства. Однако и при работе с этими аппаратами необходимо помнить о том, что для достижения необходимого эффе-кта разделения переднего и заднего плана диа-фрагму желательно открывать как минимум на 1-2 ступени сильнее в сравнении с привычным' по пленочной 35-мм фототехнике цифрами. С другой стороны, сюжеты, требующие при съемке большой глубины резко изображаемого пространства, гораздо проще «отрабатывать» при помощи цифровых аппаратов. К примеру, в случае каталожной предметной съемки воз-можность достигнуть необходимой глубины резкости при заметно менее глубоком диафраг-мировании позволяет значительно уменьшить требования к мощности студийного освещения и сделать такую съемку более быстрой и удоб-ной.

Елена: ВЫБОР ОПТИКИ ДЛЯ ЦИФРОВОГО АППАРАТА До сих пор мы рассматривали лишь свойства самих объективов, без учета их стоимости, ассортимента в магазинах и планируемых вари-антов использования на различных моделях фотоаппаратов. В реальной жизни все эти фак-торы приходится учитывать в комплексе. Итак, начнем (ради порядка) с цифровых фотоаппаратов с несменной (встроенной) оп-тикой. В этой категории аппаратуры каких-либо вариантов комбинирования различных аппара-тов и объективов производители не предусмат-ривают. Поэтому выбирать придется готовый аппарат как комплексное решение. Впрочем, ассортимент современных фотоаппаратов на-столько велик, что в каждом классе (определя-емом по цене аппарата, его устройству и «мегапиксельности») найдется сразу несколько моделей, более или менее отвечающих постав-ленным требованиям. И в ряде случаев наибо-лее важным различием между ними будут па-раметры и оптические характеристики встроенного объектива. К примеру, 8-мегапиксельные цифровые аппараты с электронным видоискателем Sony CyberShot DSC-F828, Canon Powershot Pro1, KonicaMinolta DiMAGE A200, Olympus Cainedia C-8080. Nikon Coolpix 8700 и Nikon Coolpix 8800 достаточно близки по цене. А вот объективы, встроенные в эти фо-тоаппараты, различаются между собой по раз-маху эквивалентных фокусных расстояний (от 28-200 мм у Canon Powershot Рго1 до 35-350 мм у Nikon Coolpix 8700), по светосиле (относи-тельное отверстие от f/2.8-1/3.5 у KoncaMinolta DiMAGE A200 до f/2-f/2.8 у Sony CyberShot DSC-F828), по возможности ручного управления зумированием объектива и ручной фокусировкой, по наличию встроен-ного оптического стабилизатора изображения, по макровозможностям и так далее. С другой стороны, и функциональные особенности этих камер (например, совместимость с системными вспышками), возможности настройки и осо-бенности программы обработки изображения также могут выступать в качестве критерия при выборе. Так что выбор тут есть (хотя и достаточ-но ограниченный). Реальная же возможность выбора объектива появляется только у владельцев зеркальных ка-мер со сменной оптикой. Практически все представленные сейчас на рынке системы зер-кальных цифровиков могут похвастаться доста-точно большой линейкой сменной оптики. К примеру, ассортимент сменных объективов для зеркальных аппаратов Canon EOS. Minolta Dynax, Nikon и Pentax, разрабатывавшихся и производившихся много лет подряд, просто огромен. Причем пополняется он и сейчас не только «родными» объективами под марками Canon, Minolta (Konica Minolta), Nikon и Pentax соответственно, но и стараниями «независи-мых» фирм-производителей Sigma, Tamron, Tokina, Cosina. Безусловно, основная масса этих объективов спроектирована для работы с пле-ночными аппаратами. Однако и явные пробле-мы при использовании «пленочных» объекти-вов на цифровых аппаратах встречаются нечасто. Несколько уже выбор оптики в случае относительна «молодых» систем - Sigma SA и «Four Thirds». С байонетом Sigma SA оптику выпускает только компания Sigma. А систему «4/3» кроме одного из ее основателей, фирмы Olympus, поддержала выпуском оптики пока только Sigma. Тем не менее рассмотрение даже самой «маленькой» системы оптики для аппа-ратов формата «4/3» показывает, что линейка из более чем дюжины объективов Olympus Zuiko Digital и Sigma DC вполне позволяет удов-летворить в полной мере как любительские, так и профессиональные требования. Однако перейдем от теории к любительской практике. Лишь немногие из фотолюбителей собирают и используют большую линейку сменной оптики. Часто зеркальные фотоаппа-раты используются максимум с двумя-тремя сменными объективами. А еще часть владель-цев и вовсе никогда не снимает с аппарата единственный штатный эум, ведь у зеркальных фотоаппаратов сменность оптики - далеко не единственное достоинство в сравнении с дру-гими классами аппаратуры. К покупке именно зеркального аппарата могли привести и другие факторы - например, значительно более высо-кая точность кадрирования, более быстрая, предсказуемая и контролируемая система автофокусировки и так далее. Возможно, поэтому, подбирая себе цифровой фотоаппарат, боль-шая часть фотолюбителей не планирует приоб-ретать большую линейку сменной оптики. Как правило, вместе с аппаратом покупается либо только штатный зум (с диапазоном эквивалент-ных фокусных расстояний от 28 мм до 90-105 мм), либо этот комплект дополняется еще длиннофокусным зумом (с диапазоном эквива-лентных фокусных расстояний до 300 мм). Причем покупка длиннофокусного зума, как правило, не относится к первоочередным, а по-этому вполне может быть еще и отложена на продолжительное время. Второй вариант - это покупка «мегаэума»типа 28-200 им или 28-300 мм (в эквиваленте) вместо комплекта из нор-мального зума и телезума. Так что при обсуждении выбора оптики для любительского цифрового зеркального аппара-та вопрос чаще всего ставится в следующей форме: «Какой объектив купить к цифровой ка-мере, чтобы он был качественным и недоро-гим?». Попробуем найти несколько наиболее под-ходящих вариантов ответа на этот вопрос, ведь понятия «недорогой» и «качественный» объек-тив для разных фотолюбителей могут иметь разные значения. Да и в случае разных систем аппаратуры эти ответы будут отличаться. Система Canon EOS Текущие любительские (Canon EOS 300D и Canon EOS 350D) и более «продвинуый» полу-профессиональный (Canon EOS 20D) цифровые аппараты линейки имеют «полукадровую» мат-рицу размером 15x22.5 мм (кроп-фактор 1,6) и байонет EF-S. Поэтому в качестве «стандарт-ного» зума для этих аппаратов можно предло-жить следующие варианты. Canon EF-S 18-55 мм f/3.5-5.6 Самый недорогой и компактный объектив. В свободную продажу он не поступает, а к по-требителю попадает, как правило, в комплекте с фотоаппаратом. В этом случае разница в стои-мости между таким комплектом (kit) и одним аппаратом (body) обычно составляет $20-100 На вторичном рынке объектив EF-S 18-55 f/3 5-5.6 обычно оценивается не дороже $60. Экви-валентное фокусное расстояние этого объекти-ва составляет для любительских цифровых камер Canon EOS примерно 29-90 мм. Да и по остальным параметрам (минимальное расстоя-ние наводки на резкость, конструктивное ис-полнение и оптическое качество) этот обьектив вполне соответствует аналогичным «полнокад-ровым» бюджетным объективам Canon типа EF 28-80/3.5-5.6 или EF 28-90/4-5.6. Точно так же, как и у упомянутых объективов типа 28-80 или 28-90, конструкция EF-S 18-55/3.5-5.6 пре-дусматривает вращающийся при фокусировке передний компонент (что затрудняет примене-ние эффективной «крестоцветной» бленды, по-ляризационных и оттененных фильтров) и от-сутствие кольцевого ультразвукового двигателя фокусировки (ring-USM). Оптическое качество этого объектива различается экземпляр от эк-земпляра (к примеру, у некоторых объективов EF-S 18-55 f/3.5-5.6 в положении 18 мм края кад-ра могут заметно «плыть»). С другой стороны. EF-S 18-55/3.5-5.6 - это самый недорогой спо-соб обеспечить «полукадровую» цифровую зеркалку Canon «штатным» зумом, качества ко-торого вполне достаточно для любительских нужд. Естественно, как и любой другой объек-тив EF-S, EF-S 18-55/3.5-5.6 не может быть установлен на «полукадровые» зеркалки Canon прежних выпусков (Canon EOS 10D, D60, D30). Canon EF-S 17-85 мм f/4-5.6 IS USM Второй вариант штатного зума для «полукадровых» цифровых аппаратов Canon. Этот объек-тив функционально и конструктивно аналоги-чен более дорогому полнокадровому объективу Canon среднего класса - EF 28-135/3.5-5.6 IS USM. Стоит EF-S 17-85/4-5.6 IS USM значительно дороже ($690), однако эта цена вполне оправдана. Заметно больший диа-пазон фокусных расстояний (примерно 28-135 в 35-мм эквиваленте), наличие полноценного кольцевого ультразвукового двигателя фокуси-ровки (ring-USM), отключаемый оптический стабилизатор, не вращающаяся (благодаря сис-теме внутренней фокусировки) передняя часть оправы - вот далеко не полный перечень «сильных мест» этого объектива. Также повы-шению «имиджа» EF-S 17-85/4-S.6 IS USM слу-жит более крепкая конструкция и металличе-ский байонет. Благодаря большому диапазону фокусных расстояний и приличному оптическо-му качеству EF-S 17-85 f/4-5.6 IS USM вполне мо-жет служить единственным объективом не только для фотолюбителя, но и для профессио-нала-бытовика. Из недостатков этого объектива отметим невысокую светосилу (f/4-5.6) и не-возможность применения на более профессио-нальных цифровых аппаратах Canon (EOS-1D/EOS-1Ds) и «полукадровых» цифровых аппа-ратах прежних выпусков (до EOS 300D). Canon EF 17-40 мм f/4 L Этот объектив уже разработан как универсаль-ный, так как покрывает изображением весь кадр 24x36 мм. Поэтому этот несколько более дорогой объектив будет вполне достой-ным вариантом покупки в том случае, когда предполагается использовать его не только на «полукадровых» аппаратах, но и на пленочных, «полнокадровых» (EOS-1Ds Mark II) и «почти пол-нокадровых» (EOS-1D Mark II) цифровых аппара-тах. Объектив EF 17-40/4 L имеет крепкую, на-дежную конструкцию и высокое качество изображения (буквой «L» и красной полоской в системе оптики Canon обозначаются профес-сиональные объективы). При использовании же на «полукадровых» цифровых зеркалках при выборе между EF 17-40 f/4 L и EF-S 17-85 f/4-5.6 IS USM стоит хорошо задуматься - на одной чаше весов будет несколько более высокое ка-чество изображения и постоянная светосила, а на другой - заметно больший диапазон фо-кусных расстояний и оптический стабилизатор изображения. Canon EF 20-35 мм 1/3.5-4.5 USM При использовании одновременно пленочного и цифрового и «полукадрового» аппаратов Canon EOS в качестве универсального можно также рассмотреть вариант полно кадров о го сверхширокоугольного зума EF 20-35/3.5-4 5 USM. В качестве стандартного зума на цифро-вом аппарате он не слишком удобен (эквива-лентное фокусное расстояние получается 32-56 мм), однако позволяет за относительно не-большие деньги «закрыть» широкий угол при съемке цифровым аппаратом и получить пол-ноценный широкоугольный зум для пленочного аппарата. Также в качестве «стандартного» зума можно использовать высококачественные профессио-нальные полнокадровые широкоугольные зум-объективы EF 24-70/2.8 L USM и EF 16-35/2.8 L - USM. Однако стоят они достаточно дорого для любительского бюджета, поэтому подробно об этих, безус-ловно отличных, объективах мы писать не бу-дем. К тому же объектив EF 24-70/2.8 L USM будет на «полукадровом» цифровом зеркаль-ном аппарате излишне длиннофокусным для «нормального» зума (эквивалентное фокусное расстояние примерно 38-110 мм). Система цифровых зеркальных камер Nikon Все цифровые зеркальные камеры Nikon, от профессиональной топ-модели D2X до недо-рогой любительской D50, имеют единый раз-мер матрицы (формат «DX» - 15,6x23,7 мм). Поэтому в серии «пол у кадровой» оптики DX компания Nikon выпускает как откровенно лю-бительские недорогие зумы, так и достаточно дорогую профессиональную оптику. Итак... Nikkor AF-S 18-55 мм f/3.5-5.6G ED AF-S 18-55/3.5-5.6 G DX - недорогой зум, экви-валентное фокусное расстояние которого со-ставляет 27-80 мм. Практически все, что мы на-писали про объектив Canon EF-S 18-55/3.5-5.6, можно вполне отнести и к AF-S 18-55/3 5-5.6 G DX. Этот объектив также сделан «по мотивам» серии бюджетных зумов 28-80/3.3-5.6, пред-назначенных для любительских пленочных зеркалок. Единственное его отличие - это привод автофокусировки, который в AF-S 18-55/3.5-5.6 G DX осуществляется встроенным в объек-тив ультразвуковым двигателем SWM, а не че-рез «отверточный» привод из корпуса аппарата. AF-S 18-S5/3.5-5.6 G DX анонсирован вместе с недорогим любительским цифровым аппара-том Nikon D50 и, скорее всего, будет доступен в комплекте с этим аппаратом. Nikkor AF-S 18-70 мм f/3.5-4.5 G DX Обьектив Nikkor AF-S 18-70/3.5-4.5 G DX прода-ется как в комплекте с Nikon D70, так и отдельно. И как попадающий в среднюю ценовую катего-рию стоит сравнительно недорого. Диа-пазон эквивалентных фокусных расстояний этого объектива составляет примерно 26-105 мм, то есть покрывает наиболее востребованный как в любительской, так и в профессиональной пра-ктике диапазон. Конструкция AF-S 18-70/3.5-4.5 G DX полностью соответствует представлению о том, как должна быть устроена оптика средне-го ценового диапазона - металлический байонет и часть деталей корпуса, внутренняя фокуси-ровка, быстрый и бесшумный кольцевой ультразвуковой SWM-двигатель фокусировки Оптически этот объектив также вполне хорош, напоминая по качеству картинки знакомые по пленочной технике объективы Nikkor AF 28-105/3.5-4.5 и AF-S 24-85/3.5-4.5. Nikkor AF-S 18-70/3.5-4 5 G DX появился в продаже в одно вре-мя с Nikon D70 и часто предлагался в виде набора. Вполне возможно, что именно благода-ря оптимальному сочетанию высокого качества и относительно невысокой цены этого объектива модель Nikon D70 в наборе с AF-S 18-70/3.5-4.5 G DX достаточно быстро стала одним из хитов продаж. Nikkor AF 18-35 мм f/3.5-4.5В Следующий вариант «стандартного» зума для цифровой зеркалки Nikon - это использование полнокадрового сверхширокоугольного зума Nikkor AF 18-35/3.5-4.5D. До появлений специальных «цифровых» стандартных зумов (и в первую очередь AF-S 18-70/3.5-4.5 G DX) именно этот объектив чаще всего использовал-ся в качестве «штатника» на цифровых зеркалках Nikon D100 и Fujifilm FinePix S3 Pro. Сейчас же покупка AF 18-35/3.5-4.5D в качестве стан-дартного зума для цифрового аппарата может быть оправдана лишь в том случае, если вы планируете его использовать еще и как сверх-широкоугольный зум на пленочном аппарате. В остальных случаях Значительная разница в цене, функциональности и удобству пользо-вания однозначно склоняет чашу весов в сторо-ну AF-S 18-70/3 5-4.5 G DХ. Nikkor AF-S 17-55 мм 1/2.8G DХ IF-ED Логичное продолжение линейки специальных «цифровых» стандартных зумов - это выпуск профессионального светосильного объектива Nikkor AF-S 17-55/2 8G DX IF-ED (эквивалент-ный диапазон фокусных расстояний - пример-но 27-80 мм). Его достоинства вполне традиционны - профессиональная оптика ведущих производителей всегда отличалась безукориз-ненным оптическим и механическим качеством. Оттолкнуть от покупки этого объектива могут лишь далеко не любительские параметры стои-мости, массы и габаритов. Nikkor AF-S 17-35 мм f/2.8 D Еще один дорогой профессиональный объектив, который теоретически можно было бы применять в качестве стандартного зума на цифровых зеркальных аппаратах Nikon (в таком случае диапазон эквивалентных фокусных рас-стояний будет примерно от 26 до 52 мм). Одна-ко покупка этого объектива, спроектированного как сверхширокоугольный зум для пленочных фотоаппаратов, имеет смысл, по нашему мне-нию, лишь в том случае, если вы в основном нуждаетесь в высококачественном светосильном сверхширокоугольном зуме для пленочного ап-парата, а в качестве стандартного зума для циф-рового его будете использовать лишь изредка. http://aldus.ru/cash/sites0/lens_choose.html



полная версия страницы